Метод "мозгового штурма"


 

"Мозговой штурм" — наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей путем творческого сотрудничества группы специалистов. Являясь в некотором смысле единым мозгом, группа пытается штурмом преодолеть трудности, мешающие разрешить рассматриваемую проблему. В процессе такого штурма участники выдвигают и развивают собственные идеи для развития других, комбинируют их. Для обеспечения максимального эффекта "мозговой штурм" должен подчиняться определенным правилам и основываться на строгом разрешении во времени процесса выдвижения идей и процесса их обсуждения и оценки. На первой стадии штурма запрещается осуждать выдвинутые идеи и предложения (считается, что критические замечания уводят к частностям, прерывают творческий процесс, мешают выдвижению идей). Роль руководителя группы состоит в том, чтобы активизировать творческое мышление участников заседания, обеспечить выдвижение возможно большего числа вариантов осуществления той или иной функции системы или ее составной части.

После выдвижения идеи выполняются тщательное их обсуждение, экономическая оценка и отбор лучшей.

На стадии обсуждения участники "мозгового штурма" должны развить выдвинутые идеи для нахождения в них рациональных зерен. Участники должны концентрироваться на положительных сторонах идей и развивать их. Поэтому выдвигаемые в процессе обсуждения дополнительные идеи могут базироваться на идеях других участников или, наоборот, служить для них фундаментом, катализатором. Значительный эффект дает комбинирование идей при одновременном выявлении преимуществ и недостатков синтезируемых при этом вариантов.

Метод "мозгового штурма" эффективен прежде всего при решении не слишком сложных задач общего организационного характера, когда проблема хорошо знакома всем участникам заседания и по рассматриваемому вопросу имеется достаточная информация.

При реализации "мозгового штурма" в течение нескольких совещаний необходимо синтезировать 400 — 500 идей для сравнительно сложной задачи.

Метод "мозгового штурма" имеет ряд модификаций.

Индивидуальный "мозговой штурм" проводится в основном по тем же правилам, что и рассмотренный выше коллективный, но выполняется одним специалистом, который одновременно генерирует идеи, дает им объективную оценку и критикует их, выступает в качестве секретаря сессии. Если лицо, проводящее индивидуальный "мозговой штурм", не узкий специалист по исследуемой проблеме, то целесообразно передавать результаты эксперту для оценки и дальнейшей работы. Такая технология синтеза решений предусматривает длительность сессии не более 3 — 10 мин, при обеспечении высокой самодисциплины. Полученные идеи фиксируются на бумажных или электронных носителях информации, а их оценка проводится через несколько дней после их получения. При проведении индивидуального "мозгового штурма" необходимо обладать навыками постановки вопросов, на которые могут быть даны альтернативные ответы.

Массовый "мозговой штурм" проводится участниками сессии — массовой (до нескольких сот человек) аудиторией, решающей какую-либо сложную задачу. Отбор идей производится на промежуточных этапах. Участники группируются по 6 — 8 человек, при этом важно, чтобы непосредственное отношение к задаче имел лишь руководитель группы, а остальные члены группы были бы лишь знакомы с нею (иначе могут сыграть негативную роль элементы амбиции специалистов, разработавших ранее этот проект). Штурм проходит в два этапа. На первом этапе оперативными группами проводится прямой коллективный "мозговой штурм". При этом желательно, чтобы задача касалась того участка, на котором работают участники оперативной группы. Длительность первого этапа — не более 15-20 мин. На втором этапе по окончании сессии руководители каждой группы в течение нескольких минут оценивают выдвинутые идеи, отбирают из них наиболее интересные и сообщают их на "пленарном заседании". После завершения работы некоторые идеи начинают внедряться, а другие передаются экспертам для доработки.



Содержание раздела